До последнего времени физические лица и бизнес на практике сталкивались преимущественно с признаками самовольного строительства первых трех групп и существенные потери несли в случаях исключительно грубого нарушения Закона. В последнее время контроль за самовольным строительством со стороны государства значительно усилился, а контролирующие органы обратили особое внимание на нарушения четвертой группы, связанные чаще всего с природоохранным законодательством.
Все чаще встречаются в прессе упоминания о выбросах в атмосферу недостаточно очищенных газов и твердых веществ промышленных предприятий, сбросе неочищенных сточных вод от промышленных и сельскохозяйственных предприятий (в Карелии больше всего от «контролеров» достается форелевым хозяйствам, поскольку промышленность практически полностью уничтожена) и даже от туристических объектов.
Не касаясь здесь причин, по которым фокус внимания контроллеров переключился на нарушения экологического законодательства, зафиксируем сразу же одну ключевую мысль: судя по косвенным признакам уровень экологического и технологического контроля со стороны государства будет только нарастать, также как и объем фискальных и компенсирующих платежей; при этом выполнение абсолютно всех требований нормативных документов и сохраненение рентабельности бизнеса выше нулевой отметки невозможно.
В этих условиях как и в начале нулевых годов вновь актуальной становится разработка подходов к легализации объектов недвижимости, технологических и экологических процессов, но уже с точки зрения минимизации потерь бизнеса.
C механизмом легализации сложилась парадоксальная ситуация: законодательная база сформирована, она информационно доступна, но пользоваться ей невозможно, т.к. наличествуют противоречивость и неполнота. Минимизировать потери бизнеса при легализации в настоящее время в РФ можно только в рамках прецедентной парадигмы: собственникам и их представителям следует ориентироваться не на Закон, а на его трактовку ведомствами, контролирующими инстанциями и судами и местную практику. Местная практика существенно различает на территории страны.
Для решения задач легализации объектов недвижимости, технологических и экологических процессов Коммунжилпроектом с 2015 года начала проводится работа по структурированию информации о прецедентах в этой области, основанных на собственной практике и практике бизнес партнеров. Результатом работы стала информационная система, построенная на принципах быстрого интеллектуального поиска прецедентов, апробированных моделях и схемах легализации. На данный момент к части материалов открыт публичный доступ посредством адаптивного бота, извлекающего информацию из корпоративной базы данных и общедоступных ресурсов web по указанной тематике. Подробная информация об этом сервисе представлена здесь.
В виду указанных выше причин для процедуры легализации в каждом конкретном случае требуется свой уникальный алгоритм; всех интересующихся мы переадресуем к упомянутому выше нашему сервису. Существуют однако и базовые законодательные установки, которые в общем используются в любой ситуации при анализе ситуации и принятии решений по легализации. Остановимся на них подробнее.
Установка 1. Объект легализации должен быть законным образом связан с земельным участком, на котором он располагается
Прежде всего, любой объект недвижимого имущества в соответствии с законодательством РФ неразрывно связан с земельным участком. В этой связи, для легализации объекта самовольного строительства необходимо подтвердить права на земельный участок, с соблюдением вида разрешенного пользования (ВРИ).
В случае отсутствия прав на земельный участок потребуется оформление земельно-правовых отношений в соответствии с действующим законодательством. Это может быть заключение договора аренды или выкуп земельного участка. Процедур много, классифицировать их в рамках краткого обзора невозможно.
Изменение ВРИ достаточно сложная процедура, так как ВРИ установлен правилами землепользования и застройки. В ряде случаев ВРИ может быть изменен, но не без финансовых потерь собственника.
Кроме того, в отношении земельного участка могут существовать ограничения – например, сервитуты, санитарно-защитные и водоохранные зоны. Примером сервитута может быть зона вдоль линейного объекта (газопроводы, линии электропередач), на которой практически полностью запрещено возведений иных строений. Водоохранные зоны устанавливаются вдоль рек, озер, прудов или иных водоемов, а изменить эти границы на законных основаниях невозможно, на иных - чрезмерно затратно и рискованно.
Установка 2. Объект капитального строительства должен быть безопасен и соответствовать строительным нормам
При возведении любых объектов недвижимости требуется соблюдение строительных норм и правил, требований Градостроительного кодекса РФ, а так же санитарно-гигиенических и иных нормативов.
В общем случае безопасность и соответствие нормам декларируют и подтверждают проектная документация, экспертное заключение на проектную документацию, разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию. Естественно, проектная документация, экспертизы и разрешения по закону должны быть получено до строительства, но в ряде случаев их можно получить сформировать и задним числом. В этом случае как правило скупой платит трижды, но зачастую это единственный вариант сохранить недвижимость.
Соответственно для легализации (сохранения) объекта самовольного строительства после решения вопросов с земельным участком, если они имелись (установка 1), потребуется:
- подготовить соответствующую документацию (получить ГПЗУ, разработать проектную документацию, получи экспертные заключения на проектную документаци и т.д.) и получить разрешение на строительство;
- выполнить некие формальные и неформальные действия, имитирующие процесс строительства «существующего» объекта;
- подготовить технические планы на построенный объект капитального строительства;
- получить заключения надзорных органов и иных уполномоченных ведомств (эта процедура касается в основном технологического и экологического соответствия объекта требованиям законодательства);
|- согласовать спорные вопросы с владельцами соседних объектов и участков;
- получить разрешение на ввод в эксплуатацию.
Установка 3. Объект капитального строительства должен отвечать действующему на момент ввода в эксплуатацию градостроительного регламента
Это обозначает, что необходимо учитывать ограничения, указанные в ГПЗУ – минимальные отступы от границ, количество этажей и площадь, соблюдение технических условий на подключение инженерных сетей. Законодательством не исключена ситуация, когда градостроительный регламент, действующий на момент реального проектирования, противоречит тому, который будет действовать на момент ввода объекта в эксплуатацию. Подтверждать соответствие объекта ГПЗУ придется в административном или судебном порядке с неочевидным результатом.
Исходя из приведенных базовых законодательных установок, определяющих легальность объекта строительств, имеются 5 базовых стратегий - решения в «лоб» - задачи легализации (сохранения) объекта самовольного строительства
- оформление разрешения на строительство задним числом;
- признание права собственности в судебном порядке;
- получение решения градостроительной комиссии о возможности сохранения объекта, признание права собственности в судебном порядке на основании пунктов 3 и 3.2 статьи 222 ГК РФ;
- установление, что здание или его часть не обладает признаками самовольного строительства;|
- разработка недостающей обосновывающей и разрешительной документации при реализации соответствующих технических решений для легализации технологических процессов и экологических процессов.
Кратко поясним как реализуются указанные базовые стратегии для легализации.
Оформление разрешения на строительство. При оформлении разрешения на строительство органы исполнительной власти проверяют земельный участок на наличие признаков самовольного строительства, а также запрашивают (могут запрашивать) документы в уполномоченных органах по каналам межведомственного взаимодействия.
Здесь имеется чрезвычайно тонкий момент: законодательством РФ не предусмотрена возможность проведения экспертизы проектной документации и выдача разрешения на строительство на уже возведенные объекты. Поэтому при обнаружении объектов самовольного строительства органы государственной власти имеют право отказать в выдаче документа. Крайне важно понимать, как работает конкретный орган исполнительной власти, выдающий разрешение на строительство и какие действия он предпримет для верификации наличия нелегального объекта на участке. Это позволит оценить реальные риски фиксирования органом, выдающим разрешения на строительстве, вашего объекта как объекта самовольного строительства в соответствующем реестре. Внесение объекта в подобный реестр закрывает путь к оформлению разрешения на строительство.
Если уполномоченные органы не зафиксировали незаконное строительство или «реконструкцию» документально, оформить разрешение на строительство возможно и такая практика существует.
Для объектов индивидуального жилого строительства процедура легализации сводится к подаче двух уведомлений (о строительстве ИЖС и вводе его в эксплутацию) с подготовкой техплана жилого дома. При необходимости можно с использованием законных землеустроительных процедур «подвигать» земельный участок для обеспечения исполнения требований ГПЗУ в части отступов от границ земельного участка.
Признание права собственности на объектов самовольного строительства в судебном порядке основании пункта 3 статьи 222 ГК РФ. Легализовать (сохранить) объект самовольного строительства на основании пункта 3 статьи 222 ГК РФ можно при одновременном соблюдении всех следующих четырех условий:
- земельный участок находится в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании;
- имеются права, допускающие строительство на земельном участке объекта;
- на день обращения в суд постройка соответствовала нормативным требованиям;
- сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В судебные органы необходимо представить: проект строительства (реконструкции) здания как правило в объеме разделов: «архитектурный», «конструктивный», «вентиляция», «водопровод, канализация», «электрика», «пожаротушение, пожарная сигнализация»; заключение о техническом состоянии несущих конструкций и коммуникаций с выводами, что здание не нарушает прочностных характеристик, норм, не создает угрозы для жизни и здоровья людей; ряд заключений, решений органов государственного надзора (например, Роспотребнадзора и МЧС о соответствии здания нормативам и возможности его эксплуатации; архитектурно-градостроительное решение объекта капитального строительства и свидетельство о его утверждении, которые служат доказательством соответствия фасада и этажности здания градостроительным нормам; договоры с организациями, эксплуатирующими внешние сети (если здание эксплуатируется).
Признание права собственности на объектов самовольного строительства в судебном порядке на основании пункта 3.2 статьи 222 ГК РФ. В соответствии с п. 3.2 статьи 222 Гражданского Кодекса РФ, лицо, которому в целях строительства предоставлен во временное владение и пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, где возведена или создана самовольная постройка, приобретает право собственности на такое здание, сооружение или другое строение в случае выполнения требования о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными нормами, если это не противоречит закону или договору. При этом, необходимо доказать, что объект соответствует нормативам, а его сохранение не угрожает жизни и здоровью людей, не нарушает права и интересы граждан.
В этой связи, для легализации объекта самовольного строительства через суд на основании второго абзаца пункта 3.2 статьи 222 Гражданского Кодекса РФ необходимо представить в судебные органы: договор аренды земельного участка с указанием, что земельный участок предоставлен в аренду для строительства или реконструкции здания; проект строительства (реконструкции) здания; заключение о техническом состоянии несущих конструкций и коммуникаций с выводами, что здание не нарушает прочностных характеристик, норм, не создает угрозы для жизни и здоровья людей; заключений органов государственного контроля и надзора (чем больше, тем лучше).
Получение решения ГЗК о возможности сохранения объекта (для г. Москвы). Признание права собственности на объектов самовольного строительства в судебном порядке на основании пункта 3.2 статьи 222 ГК РФ. Для получения решения ГЗК необходимо подать заявление и документы в Градостроительно-земельную комиссию (ГЗК) с просьбой рассмотреть возможность сохранить и узаконить объект самовольного строительства. Деятельность этой комиссии регламентирована постановлениями правительства Москвы от 16.11.2010 г. № 1019-ПП «О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы», от 31 мая 2011 г. № 234-ПП «Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы» и положением, утвержденным постановлением правительства Москвы от 02.10.2012 г. № 528-ПП «О внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы». В соответствии с нормами статьи 222 ГК РФ положительное решение Градостроительно-земельной комиссии не является основанием для признания права собственности на объект самовольного строительства. Однако наличие договора аренды земельного участка, предоставленного для целей строительства/реконструкции здания, позволит суду удовлетворить иск о признании права собственности на самовольную постройку на основании абзаца второго пункта 3.2 статьи 222 ГК РФ.
Установление, что здание или его часть не является объектом самовольного строительства. В соответствии с п. 1 статьи 222 Гражданского Кодекса РФ, здание, сооружение или другое строение, возведенное или созданное с нарушением установленных законом ограничений использования земельного участка, не является самовольной постройкой, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
В этой связи, имеется основание просить суд установить, что здание не является самовольной постройкой, при одновременном соблюдении следующих трех условий: право собственности на здание или его часть зарегистрировано в ЕГРН; земельный участок принадлежит собственнику здания или его части по праву собственности или находится у него в аренде; судебным органам необходимо доказать, что собственник объекта недвижимости не знал и не мог знать о наличии ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка (например, об ином назначении земельного участка или предоставлении ему участка для эксплуатации здания меньшей площади).
Разработка недостающей обосновывающей и разрешительной документации при реализации соответствующих технических решений для легализации технологических процессов и экологических процессов
Данная стратегия не является самостоятельной и реализуется после легализации зданий и сооружений как объектлв капитального строительства по моделям, описанным выше.
В случае, если на объект легально введен в эксплуатацию, то в части легализации технологических процессов и экологических процессов процедура сводится к приведению в соответствие документации по охране окружающей среды (нетехническая легализация) и приведение сбросов, выбросов к требованиям природоохранного законодательства (техническая легализация).
Что касается документации по охране окружающей среды, которую нужно подготовить для экологической и технологической легализации, то ее можно условно разделить на 7 групп:
- Обосновывающая документация (материалы оценки воздействия на окружающую среду, расчеты нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и др.);
- Разрешительная документация (комплексные экологические разрешения, декларации о воздействии на окружающую среду, решения о предоставлении водного объекта в пользование, договора водопользования, лицензии и др.);
- Договорная документация (договоры на поставки продукции и оказание услуг, акты выполненных работ, технические задания на выполнение работ и т.п.);
- Плановая документация (программы производственного экологического контроля и т.п.);
- Организационно-распорядительная документация (распоряжения, приказы, положения, служебные записки и т.п., которые оформляются для установления прав и обязанностей, ответственности должностных лиц в пределах их компетенции);
- Отчётная документация (результаты производственного контроля, сведения государственного статистического наблюдения предприятия, декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду, первичные регистрационные данные (журналы, акты, протоколы) и др.);
- Подтверждающая соответствие действующим нормам и правилам (санитарно-эпидемиологические заключения, сертификаты, аттестаты аккредитации лабораторий).
В идеальном случае необходимо иметь полный пакет документов всех категорий, но как уже было указано выше в большинстве случаев это неоправданная роскошь, которая в условиях выживания малого бизнеса никогда не окупится.
Важно сосредоточится на тех документах, которые напрямую сопрягаются с технической легализацией и отсутствие которых выявляется контролирующими органами в первую очередь. Заметим только, что проблемы технологической и экологической легализации в 80% случаев затрагивают тех собственников, которые на начальных этапах инвестиционной деятельности «сэкономили» на проектной документации и/или внедрении технических решений в части охраны окружающей среды, предусмотренные проектной документацией. После первых проверок и выявления серьезных фактических нарушений (связанных с конкретным экологическим нарушением) проблемы нарастают как снежный ком и собственнику приходится в конечном счете возвращаться к начальным этапам инвестиционного цикла – к проектированию. Естественно, если он сможет позволить себе это после многомилионных штрафов и административных/уголовных дел.
В силу уникального для каждой конкретной ситуации алгоритма подобной оптимизационной легализации рассмотрим конкретный пример. Имеется, например, некоторое производство (для условий Карелии типичный случай туристическая база или форелеводческое сельскохозяйственное предприятие с цехом первичной переработки) на берегу озера или реки со сбросом сточных вод с водоем или водоток.
Основной аспект легализации в этом случае касается охраны водных объектов, документирование деятельности, по охране которых регламентировано Водным кодексом РФ и подзаконными нормативными правовыми актами.
Минимальный перечень малозатратных организационных мероприятий при осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, правильного внесения платы за пользование водными объектами будет включать:
- приказы по предприятию о назначении лиц, ответственных за эксплуатацию и обслуживание сетей водных коммуникаций и очистных сооружений, и о функциях ответственных лиц;
- инструкции для персонала, обслуживающего водные коммуникации и очистные сооружения;
- план работ по проверке эффективности работы канализационных очистных сооружений;
- инструкции по порядку ведения журналов учета работы очистных сооружений;
- графики проведения технического обслуживания и планово-предупредительного (текущего) ремонта водных коммуникаций и очистных сооружений;
- балансовую схему водоснабжения и водоотведения с указанием и нумерацией мест измерения забора (приема) и сброса воды;
- перечень лиц, уполномоченных вести первичный учет водопотребления (водоотведения);
- план водоохранных мероприятий;
- план ликвидаций аварии на случай загрязнения водного объекта.
Это чрезвычайно малозатратные организационные мероприятия, которые закрывают значительный объем вопросов при проверке структурами Росприродназдора и на основании которых технически просто подготовить годовой отчёт по форме статистической отчетности N 2-ОС, утвержденной Приказом Росстата от 28.08.2012 N 469 , территориальному органу Минприроды России, а также годовой отчёт по форме статистической отчетности N 2-ТП (водхоз), утвержденной Приказом Росстата от 27.12.2019 N 815 , территориальному органу Росводресурсов в субъекте РФ.
Ряд других обязательных документов потребует для своей подготовки значительно больших ресурсов. Прежде всего, для предприятий, осуществляющих сброс вод, в том числе сточных и (или) дренажных, в водные объекты, необходимо получение решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод. Это довольно сложная и ответственная по отношению к будущему предприятия процедура. Целесообразно доверить ее специалистам и осуществлять одновременно с подготовкой проектной документации на водозаборные и очистные сооружения, поскольку ряд документов, представляющихся при получения решения, формируются на основании технико-экономических показателей систем водоснабжения и водоотведения, объективные значения которых можно получить только из проектной документации.
Еще одним важным документом станет расчет нормативов допустимых сбросов.
В отдельных случаях, в зависимости от категории негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) потребуется комплексное экологическое разрешение (для объектов I категории НВОС) или декларация о воздействии на окружающую среду (для объектов II категории НВОС); программы повышения экологической эффективности (для объектов I категории НВОС) или план мероприятий по охране окружающей среды (для объектов II-III категории НВОС) при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов.
Общими документами при наличии сброса сточных вод в водоемы и водотоки для любых объектов являются свидетельства о поверке средств измерений, используемых для учёта объёма сброса сточных и (или) дренажных вод; программы проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод (периодичность, место отбора проб, объём и перечень определяемых ингредиентов); результаты протоколов лабораторного контроля качества сточных вод и воды водного объекта в створах, расположенных до и после выпуска сточных вод; копии аттестатов аккредитации лабораторий, выполняющих лабораторные исследования проб воды.
Основополагающим документом является, конечно, решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод и нормативы допустимых сбросов. Заметим повторно, что в отсутствие проектной документации эти документы вряд ли будут подкреплены техническим исполнением очистных сооружений, отвечающим заявленных в решение и нормативах сброса параметрам. Иными словами, чрезвычайно сложно в отсутствии проектной документации, чтобы указанные экологические документы соответствовали технологическому оснащению, т.е. заявленный уровень воздействия на водную среду соответствовал фактическому. Этого можно добиться только в случае разработке полноценной проектной документации на очистные сооружения, желательно усиленных заключением экспертизы проектной документации. Старая модель, в соответствии с которой устанавливались канализационные очистные сооружения «по соображению», решение на сброс выдавалось по прикидочным балансам и условной эффективности очистки, перестает работать как видно из резонансных сообщений о привлечении компетентных органов к расследованию проблем сброса неочищенных сточных вод (красные реки от рыбозаводов Карелии). Сточные воды в общем случае уникальны, обеспечить нормативный или близкий к нему уровень очистки можно только после детальной проработки технологии очистки, что всегда требует разработки проектной документации; иначе по оконцовке – штраф и уголовные дела.
После наведения порядка в документах и технологии необходимо организовать первичный учет объема забора (изъятия) водных ресурсов и объема сброса сточных (дренажных) вод, их качества. К первичной учетной документацией как правило относятся: журнал учета водопотребления средствами измерений (формы 1.1 и 1.2, утвержденные Приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 903); журнал учета водоотведения средствами измерений (формы 1.3 и 1.4, утвержденные Приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 903); журнал учета водопотребления (водоотведения) другими методами (формы 1.5 и 1.6, утвержденные Приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 903 ); журнал учета качества сбрасываемых сточных (дренажных) вод (формы 2.1 и 2.2, утвержденные Приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 903 ).
К результатам обработки материалов первичного учета объема забора (изъятия) водных ресурсов и объема сброса сточных (дренажных) вод, их качества относятся: сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов (форма 3.1, утвержденная Приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 903); сведения, полученные в результате учета объема сброса сточных (дренажных) вод (форма 3.2, утвержденная Приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 903); сведения, полученные в результате учета качества сточных (дренажных) вод (форма 3.3, утвержденная Приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 903 ). К сведениям, представляемым по результатам наблюдений за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами относятся: данные наблюдений за водными объектами (их морфометрическими особенностями) за отчетный год (форма 6.1, утвержденная Приказом Минприроды России от 06.02.2008 N 30); сведения о состоянии водоохранных зон водных объектов за отчетный год (форма 6.2, утвержденная Приказом Минприроды России от 06.02.2008 N 30); сведения о режиме использования водоохранных зон водных объектов за отчетный год (форма 6.3, утвержденная Приказом Минприроды России от 06.02.2008 N 30 ).
Отдельным вопросом легализации для рассматриваемых объектов (туристическая база или форелеводческое сельскохозяйственное предприятие с цехом первичной переработки) станет легализация источника водоснабжения. Принципиальных варианта здесь два: подземный водоисточник из скважин или поверхностный из водоема или водотока.
Документальная легализация по этим вариантам будет существенно отличаться: в первом случае потребуется получить лицензию на использование недр, во втором – договор на водопользование. Общим местом станет разработка проекта зон санитарной охраны и мониторинга качества воды в водоисточнике. Причем в первом случае лицензию не получить без проекта ЗСО, во втором случае подписание договора возможно, но последствия отсутствия утвержденного проекта ЗСО наступят позже.
Если подводить итог к нашему условному примеру с неким предприятием на берегу озера, которое получает воду для питьевых целей из скважины, а в озеро сбрасывает сточные воды, а никаких документов в части охраны окружающей среды у предприятия нет вообще, то экологическая легализация будет состоять из следующих операций:
В части водоснабжения из скважины необходимо будет:
- подготовить комплект документов для получение лицензии на пользование недрами,
- разработать проектно-сметную документацию на проведение геолого-разведочных работ,
- провести государственную экспертизу проекта геолого-разведочных работ,
- провести эколого-гидрогеологическое обследование территории водоисточника
- составить технический паспорт и учетную карточку на скважину
провести лабораторные исследования качества воды (1 скважина, годовой цикл), - подготовить проект зон санитарной охраны (ЗСО) и при необходимости системы водоснабжения,
- получить лицензии и заключения на проект ЗСО.
В части системы водоотведения и сброса сточных вод необходимо:
- разработать проектную документацию на канализационные очистные сооружения объекта, обеспечивающие требуемую по законодательству эффективность очистки,
- получить решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод,
- подготовить расчет нормативов допустимых сбросов,
- выполнить техническое перевооружение канализационных очистных сооружений в соответствии с проектом (в соответствии с действующими требованиями эффективности очистки сточных вод), осуществить подготовку документов, регламентирующих порядок работы системы канализации, ее обслуживания и назначения ответственных лиц.
В заключении этого краткого обзора о проблемах легализации (сохранения) объектов недвижимости, технологических и экологических процессов еще раз отметим, что для процедуры легализации в каждом конкретном случае требуется свой уникальный алгоритм. Определенные наработки в этом направлении реализованы в информационной системы Коммунжилпроекта, построенной на принципах быстрого интеллектуального поиска прецедентов легализации, апробированных моделях и схемах легализации.
К примеру, результат запроса к системе с предоставлением информации о легализации скважины, выглядит таким образом.
На данный момент к части материалов открыт публичный доступ посредством адаптивного бота, извлекающего информацию из корпоративной базы данных и общедоступных ресурсов web по указанной тематике. Подробная информация об этом сервисе представлена здесь.