В 1925 г. на XVI съезде вкп(б) был принят курс на индустриализацию страны. С этого времени и вплоть до 1990 г. проектно-сметное дело в СССР определялось директивами. Было запрещено поручать проектные работы частным лицам. Были определены стадии архитектурно-строительного проектирования и заложены основы государственного планирования проектных работ, введена ведомственная подчиненность.
Считалось, что в условиях планового хозяйства открываются большие возможности для рационализации проектного дела: в соответствии с линией на строительство однотипных жилых домов, объектов социально-культурной сферы, промышленных предприятий, стандартных сооружений и зданий должны были получить широчайшее распространение типовые проекты, конструкции, изделия и узлы зданий. И именно централизация и специализация проектного дела должны были обеспечить высокое техническое качество и быстрые темпы архитектурно-строительного проектирования.
С начала 30-х гг. прошлого века в СССР темпы архитектурно-строительного проектирования в промышленности стали отставать от темпов строительства. Большинство промышленных объектов строили без проекта, так как законченные проекты по нескольку раз перерабатывались из-за изменения задания и ошибок.
C 1934 г. стали финансироваться, а затем и централизованно обеспечиваться материально-техническими ресурсами (оборудованием, кабельной и другой продукцией) лишь объекты, включенные в титульные списки. Это углубило централизацию инвестиционного процесса и привело к росту незавершенного строительства: крайне важно было начать стройку — «попасть в титул».
В 1936 г. была введена система оплаты проектных работ по твердым ценам, что исключало договорные цены и творческое начало.
Инструкцией по составлению проектов и смет по промышленному строительству (1938) были введены три стадии архитектурно-строительного проектирования: проектное задание, технический проект и рабочие чертежи. Было определено, что смета к техническому проектированию является основным документом для финансирования стройки.
Правилами о подрядных договорах на проектно-изыскательские работы (1939) была введена система генеральных подрядчиков в архитектурно-строительном проектировании (важный шаг на пути монополизации проектного дела). Однако генеральные подрядчики-проектировщики (один-два института на отрасль) не могли следить за всеми объектами, особенно за мелкими (за небольшой модернизацией, реконструкцией).
Для укрепления жесткости системы централизации проектного дела были разработаны нормы архитектурно-строительного проектирования промышленных предприятий, получило развитие сметное дело (положения, инструкции, нормы, экономические расчеты), были изданы нормы на строительные работы, утверждены «справочник укрупненных сметных норм», инструкция по проектированию, правила о подрядных договорах, правила финансирования строительства.
К началу 1950-х гг. архитектурно-строительное проектирование складывалось из таких последовательных процессов: сбора исходных данных и инженерных изысканий, составления задания на архитектурно-строительное проектирование, разработки технического проекта и рабочих чертежей.
Технический проект состоял из общей пояснительной записки и частей: технологической, энергетической, строительной, генплана, транспортной, экономической, сметной, спецификаций на оборудование, расходов на управление производством и оргстроительство, а также паспорта проекта. Рабочие чертежи включали весь набор документации для заказа оборудования, материалов и выполнения строительно-монтажных работ.
В продолжение политики углубления централизации, монополизации и концентрации проектного дела в 1951 г. проектные организации были укрупнены, общее число их сокращено с 1600 до 1050.
Попытка улучшить качество архитектурно-строительного проектирования за счет укрупнения и централизации не смогла дать положительного результата. Сложившаяся оплата за счет госбюджета привела к необходимости планирования проектных работ ведомствами, к созданию подразделений, которые взяли на себя принятие решений на начальных стадиях архитектурно-строительного проектирования (по обобщающим показателям и упрощенным проработкам). Из-за этого трехстадийное архитектурно-строительное проектирование уменьшилось с 80 % в 1951 г. до 20 % в 1956 г.
В 1955 г. было введено двухстадийное архитектурно-строительное проектирование, предусматривающее разработку проектного задания и рабочих чертежей. В этом же году госстроем СССР были разработаны и введены первые строительные нормы и правила, которые включали четыре части: 1) «строительные материалы, изделия, конструкции и оборудование»; 2) «нормы строительного проектирования»; 3) «организация и технология строительного производства»; 4) «сметные нормы». В это время, по существу, было завершено создание системы проектных организаций, которая действовала до распада СССР.
К 1957–1958 гг. было ликвидировано свыше тысячи мелких проектных организаций. Концепция индустриализации 1930-х гг. не менялась, все более закреплялись монополизм и жесткая централизация. Из-за этого коренным образом улучшить положение дел в архитектурно-строительном проектировании было затруднительно.
В 1969 г. установили двухстадийное архитектурно-строительное проектирование (технический проект и рабочие чертежи) и одностадийное (техно-рабочий проект) — для несложных объектов. Далее были приняты постановления, касающиеся экспертизы проектов и смет на строительство, а также авторского надзора. На проектные организации возложили ответственность за качество строительно-монтажных работ и соблюдение проектных решений. были пересмотрены строительные нормы и правила.
Несмотря на попытки улучшить состояние инвестиционно-строительного процесса, действующий порядок архитектурно-строительного проектирования не способствовал ускорению внедрения в народное хозяйство достижений науки и техники и решению задач в области капитального строительства. На разработку проектов затрачивалось много времени, объем проектно-сметной документации неоправданно увеличивался, требовались многочисленные согласования принимаемых решений; в связи с длительными сроками архитектурно-строительного проектирования и строительства проектные решения устаревали, а сметная стоимость объектов значительно возрастала; в проектах не всегда учитывались новейшие научно-технические достижения, прогрессивные технологии и методы организации строительства; во многих случаях не предусматривались меры по экономному расходованию материальных ресурсов и повышению производительности труда.
В 1980 г. была утверждена инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов и смет на строительство предприятий, зданий и сооружений.
Но продолжающееся ухудшение дел в капитальном строительстве вызвало необходимость разработки правительством ряда постановлений, в которых было предложено проектным, изыскательским, научно-исследовательским, конструкторским и технологическим организациям осуществить меры по коренному улучшению качества архитектурно-строительного проектирования и сокращению сроков выполнения работ. Были введены в действие новые нормативные документы. Для учета специфики ведомства разрабатывали отраслевые нормативные документы по архитектурно-строительному проектированию и типовую проектную документацию.
Решения о необходимости строительства объектов стали приниматься: по крупным и сложным предприятиям и сооружениям — на основании технико-экономических обоснований строительства; по другим — на основании технико-экономических расчетов, обосновывающих хозяйственную необходимость и экономическую целесообразность строительства; по важнейшим народнохозяйственным объектам — на основании решений правительства.
С 1981 г. определен порядок разработки проектно-сметной документации: в две стадии — подготовка проектной и рабочей документации, в одну стадию, для несложных объектов, — подготовка рабочего проекта. Была повышена роль главных инженеров проекта, которые должны были нести ответственность за технико-экономический уровень строящихся предприятий, зданий и сооружений, за качество проектов и правильное определение сметной стоимости, за достижение предприятиями проектных показателей в срок.
В целом до 1990 г. деятельность большинства проектных организаций и основной объем их работ сводились к выполнению рабочих чертежей (рабочей документации).
Переход к рыночным отношениям изменил содержание проектной документации и потребовал ее расширения.
С 1992 по 2008 г. действовал следующий порядок разработки проектно-сметной документации: в две стадии — подготовка технико-экономического обоснования и рабочей документации или в одну стадию, для несложных объектов, — подготовка рабочего проекта с утверждаемой частью.
В 2008 г. постановлением правительства рФ от 16.02.2008 г. № 87 определены две стадии архитектурно-строительного проектирования для объектов любой сложности — разработка проектной документации и рабочей документации.
В настоящее время проектную документацию готовят в объеме, указанном в названном постановлении правительства РФ, и представляют на экспертизу в случаях, предусмотренных ГрК РФ.
Рабочую документацию разрабатывают в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений. при этом объем, состав и содержание рабочей документации определяет застройщик (технический заказчик).
По сравнению с советским периодом объем проектной документации, разрабатываемой для строительства, в настоящее время увеличился кратно, а качество документации в связи с уничтожением нормативной базы в строительстве резко упало.